В музее Новопавловска открылась выставка «Мы — казаки!»

В музее Новопавловска открылась выставка «Мы — казаки!»
В музее Новопавловска открылась выставка «Мы — казаки!»
25-летию возрождения терского казачества посвятил фотодокументальную выставку Новопавловский историко-краеведческий музей.
История зарождения и развития вольных казачьих общин на Северном Кавказе до сих пор мало изучена. В ней много спорных фактов из-за отсутствия оригинальных документов о первых периодах истории казачества. Старшинство (время признания) Терского казачьего войска считается с 1577 года, эта дата установлена приказом военного ведомства России от 28 марта 1874 года.

С XVIII века казачество формировалось как особое служивое сословие для защиты новых рубежей государства. Служа России, казаки охраняли гражданское население, предотвращали междоусобные столкновения среди горских народов.

Для укрепления южных окраин России в 1777 году решено было построить Азово-Моздокскую оборонительную линию. В течение двух лет по проекту генерала Якоби строилось десять крепостей линии. Вторая и третья крепости находились на территории современного Кировского района: Павловская на реке Куре (прикрывала главную дорогу из Кабарды к соляным озёрам и Астрахани, дорога так и называлась — Солёный брод) и Марьинская на реке Золке, которая служила опорным пунктом между крепостями Павловской и Георгиевской.

В сооружении крепости Павловской приняли участие Владимирский драгунский полк, а также волгские и хопёрские казаки. На выставке представлен план крепости, на территории которой располагались редут, пороховой погреб, офицерские и солдатские дома, огороды и казачья станица. Крепость имела точные, согласованные с требованиями военного искусства профили и размеры и два выхода с вышками по направлению к крепостям Екатериноградской и Марьинской. В станице Павловской были поселены казаки Волгского полка, перемещённого сюда с Волги за участие в восстании Емельяна Пугачёва.

Со временем казаки обустроились, распахали и засеяли землю. С каждым годом станица разрасталась, сюда прибывали переселенцы и беглые крестьяне из центральных губерний. К середине XVIII века встал вопрос о переселении станицы. На старых местах возле крепости часть жителей осталась до 1864 года, когда крепость Павловская была срыта как утратившая своё значение после завершения Кавказской войны. Часть жителей старой Павловской перебрались в станицу Новопавловскую на левом берегу реки Куры. Другая часть переселилась в станицу Пробежную, которая с момента основания Новопавловской стала называться Старопавловской.

На выставке немало фотографий казаков конца XIX начала XX веков. Есть и снимок последнего предреволюционного атамана Гордея Тутова. При нём построено здание двухклассного училища (ныне вторая школа), храм святых апостолов Петра и Павла, который был варварски разрушен в 1937 году и сегодня возрождается на том же месте. Интересны фотографии новопавловских казаков периода 1914–1916 годов. Их призвали на фронты Первой мировой войны, и они с честью выполнили свой долг. Среди них братья Иван и Василий Бондаревы, Алексей Никитович Богданов, Тимофей Титаренко. Многие получили высокие награды Российской империи.

В 1917 году наступил новый этап жизни. Революцию встретили по-разному: иногородние и беднейшая часть казачества приняли советскую власть, основная же часть станичников стремилась сохранить свои права и вольности. Кровавая гражданская война и сплошная коллективизация прокатились тяжёлым колесом. Иногородние были уравнены в правах и получили долгожданную землю. Большая часть оставшихся на родине казаков, включая и сражавшихся в «красных» частях, поэтапно попали в водоворот проводимой правительством политики расказачивания и раскулачивания. Десятки лет казачество в СССР было почти предано забвению. И только с середины 1980-х преобразования в стране создали условия для объединения потомков российских казаков.

Процесс возрождения терского казачества идёт уже четверть века. И два стенда выставки знакомят с хроникой событий первого десятилетия возрождения казачества в городе Новопавловске и Кировском районе. Многие горожане помнят летний день 1990 года, когда в своих почтовых ящиках обнаружили необычные приглашения во Дворец культуры на учредительный круг Новопавловского казачьего общества. Был избран первый атаман — Владимир Бондарев — и первое атаманское правление.

В мае 1991 года прошёл учредительный казачий круг, где утвердили первый устав. Новопавловский казачий круг вошёл в состав Пятигорского отдела Терского казачества Ставропольского Союза казаков. В 1993 году состоялся первый Большой учредительный круг, на повестке дня которого стоял вопрос о создании Павловского казачьего отдела и выборов его атамана. Им стал Василий Бондарев. В этом же году на втором большом круге были избраны атаманское правление, Совет стариков, суд чести и контрольно-ревизионная группа. В состав Павловского отдела вошли шесть кругов и Старомарьевское землячество. Была сформирована атаманская сотня.

Теперь кировчане вряд ли удивятся, увидев на улицах города и района людей в казачьей форме. Наши казаки принимали участие в боевых действиях в Чечне в составе батальона имени генерала Ермолова, были в рейдах по поддержанию правопорядка, доставляли гуманитарные грузы в Чечню, в подшефную погранзаставу Нальчикского погранотряда, а в сегодняшнее время — в Донбасс и Луганск. Появилась и экономическая база для существования городского и районного казачьих обществ. Сегодня Павловское районное казачье общество и Новопавловское городское казачье общество возглавляет атаман Владимир Роговой.

На отдельном стенде представлены фотографии народных коллективов города, которые являются настоящими носителями казачьей культуры. Это народный хор «Казачка» под руководством Александры Анищенко и образцовый ансамбль «Станичники» под началом Ивана Ковальчука. Оба коллектива в этом году празднуют своё 25-летие. А духовой оркестр под руководством Александра Чеботаева радует новопавловцев более 40 лет.

Казаки сотни лет были и остаются верными защитниками России. Несмотря на перенесённые беды, они сохранили свою историю, традиции и обычаи. Быть казаком — значит прежде всего быть православным христианином и быть готовым к защите своей Родины. Казачьи заповеди учат прощать врагам своим, служить народу и Богу, любить Россию, почитать отца и мать. И патриотическое воспитание начинается с чувства гордости за своих отцов, дедов, свой род.

Напомним, ранее на портале Кировского района был размещён материал об имеющихся в фондах музея архивных материалах о судьбе легендарных лётчиц полка «Ночных ведьм», которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

По материалам газеты «Голос времени». 

Комментарии (0)

    Афиша

    240x400