пт, 29 март
11:23
+13 °С, ясно

Они защищали свою Родину

14 мая 2015, 16:27Статьи
Фото:

Козловы, три брата, сложили головы на фронтах Великой Отечественной.

«Здравствуйте, дорогие любимые родители и любимая сестрица Ниночка, которая не забывает своего брата, а также братья Ванечка, Петечка и остальная наша родня. Дорогая сестрица, сегодня для меня день большой радости – я получил от тебя письмо. Я узнал, что любимая старушка мамочка и старичок любимый мой папочка живы и беспо-коятся обо мне. Вкратце опишу о себе. Здоровье моё как будто становится ничего, беспокоиться обо мне сильно не надо.
Папочка и мамочка, старички мои любимые, я чув-ствую, что вы горите желанием встретиться со мной. Вы меня вскормили своей грудью, воспитали, и теперь, когда вы меня пять с лишним лет не видели, ясно, что становит-ся жалко своего родного сына. Но ничего, родненькие, успокойтесь. Недалёк тот час, когда мы окончательно уни-чтожим немецких людоедов, освободим нашу любимую ро-дину от фашистских негодяев. Зарастут курганы травой, заживут все раны. И если живы будем, то встретимся. Но если постигнет несчастный случай, то ведь ничего не сде-лаешь…
Сестричка Ниночка, посылаю тебе своё фото. Хотя плохое, но лучшего здесь нет. Прошу: пиши больше ново-стей. Где кто работает, как папочка, мамочка. Что нового в колхозе. Мне интересно, что сейчас делается в Советской».
Это отрывок из письма, которое Николай Козлов при-слал домой в станицу Советскую. Датировано оно 27 сен-тября 1944 года. Незадолго до этого он был ранен, и вся семья лелеяла надежду, что после госпиталя ему дадут не-большой отпуск для побывки. Не удалось. А в начале сле-дующего года в дом принесли похоронку, где было сказано, что заместитель командира дивизиона старший лейтенант Козлов погиб 24 января 1945 года, похоронен в братской могиле на «западной окраине Кёнигсбергского округа».
Письмо, ставшее одним из последних, похоронка да фотография, где на груди бравого офицера видны медаль и орден Красной Звезды, – то немногое, что осталось от Ни-колая. Их и сегодня бережно хранит его сестра, та самая Ниночка Козлова. Она была единственной сестрой пятерых братьев. Все пятеро воевали. Трое сложили свои головы.
Первым погиб старший – Владимир. 31 марта 1942 года он поступил на лечение в 1067-й эвакогоспиталь, а 12-го апреля скончался. Похоронен на городском кладбище Мичуринска. Было ему 30 лет. Он успел оставить после се-
бя двух сыновей. Одного тоже забрала война: он уже в мирное время подорвался на мине.
Третья похоронка пришла незадолго до Дня Победы. В ней сообщалось, что командир отдельной роты гвардии лейтенант Иван Козлов погиб 15 апреля 1945 года. Было ему всего 22. На обороте сохранившейся фотокарточки можно разобрать написанное карандашом «на долгую веч-ную память». Тела их похоронены далеко от дома. Но на мемориале в Советской есть имена Владимира и Ивана Козловых, к 9 Мая должны дописать и Николая.
Георгий Козлов тоже был призван в самом начале вой-ны. Перенёс плен, был ранен, контужен, но выжил. Из пя-терых братьев самая долгая жизнь выпала на долю млад-шего – Петра. Ему также довелось хлебнуть военного лихо-летья, а потом ещё и долго служить, потому как заменить было некем. Вернувшись домой, Пётр Козлов выбрал одну из самых мирных профессий – стал хлеборобом, работал на элеваторе. Он ушёл из жизни два года назад.
Сегодня из всей большой семьи осталась одна Нина Яковлевна. «Мужчин не было, – вспоминает она, – в колхозе одни бабы, дети да старики. И скирдовали, и пахали, и се-яли – чего только не приходилось! Наработаешься, еле сто-ишь, да ещё вязанку на себе домой тянешь, чтоб хоть что-нибудь сварить. Ночью за водой сбегаешь, а утром опять за 20 километров – в бригаду».
Особенно тяжело, по её словам, пришлось в оккупа-цию. Немцы, остановившиеся в доме, подбирали всё. Ис-печёт ли мать хлеба, подоит ли корову – они тут как тут. А самим после этой саранчи хоть помирай.
Нина Яковлевна – труженица тыла, награждена меда-лью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но ни эта медаль, ни многочисленные юбилейные не в си-лах вернуть ей здоровье. Надорвавшись на непосильной работе, она не смогла иметь своих детей и всю жизнь вос-питывала чужих. И сегодня, в 93 года, живёт практически одна… 
Материал предоставлен газетой «Голос времени» 
Фото: Владимир и Иван Козловы