пт, 26 апр.
21:48
+18 °С, ясно

Герой Советского Союза Павел Турченко

14 мая 2015, 16:48Статьи
Фото:

Изучая историю нашей станицы, я обнаружила, что у нас в станице Зольской одно время проживал Герой Советского Союза Павел Турченко. Мне удалось побеседовать с его родными.

С первых дней войны Павел Алексеевич участвовал в тяжёлых боях с немецкими полчищами на Южном и Северо-Кавказском фронтах, в Приморской отдельной армии, а затем в составе войск Первого Белорусского фронта.
Павел всегда мечтал о военной службе. После окончания семилетки поступил в Тбилисское военное пехотное училище, которое успешно окончил в В 1939 году. В 1941-м начал войну лейтенантом, а завершил майором.
Немало трудных боёв выпало на долю Павла Алексеевича. Я хочу рассказать об одном.
…Шли тяжёлые бои на левом берегу Вислы. Батальону 691-го стрелкового Севастопольского полка, которым командовал Павел Турченко, было приказано прорвать первую позицию сильно укреплённой и глубоко эшелонированной обороны противника. Командование понимало, что только тактически грамотное использование боевых средств и личное мужество помогут успешно справиться с задачей.
Низко склонившись над столом, майор Турченко внимательно изучал по карте левый берег Вислы южнее Варшавы. Здесь предстояло прорвать оборону противника, закрепиться и отсюда развить наступление. Было принято решение: ночью переправиться на Сандомирский плацдарм.
Только к рассвету добрались до леса. Здесь бойцам объявили, что будет тяжело как никогда: сплошные минные поля с тысячами «ловушек», заграждений, бесчисленные окопы, траншеи. На одно «ура» не возьмёшь. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Выбить их любой ценой – задача нелегкая.
Что делать? Как всегда перед ответственным боем комбат решил собрать подчинённых командиров, посоветоваться с ними. На совещании говорили о том, как лучше прорвать укреплённую полосу противника, преодолеть минные поля, маневрировать. Опытный боевой командир Турченко особое внимание уделил подготовке, правильной расстановке сил, организации взаимодействия между подразделениями. Офицеры произвели рекогносцировку на местности, тщательно изучили участок предстоящего прорыва.
14 января 1945 года в 7 часов 30 минут был дан сигнал к штурму. Ударила наша артиллерия, в небе появились самолёты. Огневой вал, казалось, сметал всё на своём пути. Прижимаясь к земле, следом шли советские воины. Артиллеристы умело переносят огонь дальше, вглубь обороны противника. Вспыхивает схватка в первой линии неприятельских траншей. В бой вводятся новые части. Вот уже первая оборонительная полоса прорвана. Комбат Турченко всё время среди своих солдат, в первой линии атакующих. Приходит на помощь задержавшимся, умело маневрирует подразделениями, следит за тем, чтобы темп наступления не затихал. Фашисты сопротивляются с яростью обречённых. Отвага и мужество наших солдат, военное умение их командира, майора Турченко, обход противника с флангов, стремительность привели к успешному выполнению боевой задачи.
Зоркость Павла Алексеевича помогла и на это раз: окинув взглядом местность, он увидел небольшой лесок и три домика у его опушки, интуитивно почувствовал, что должны немцы пустить танки. Отдал соответствующий приказ к отражению предполагаемой танковой атаки. И опять угадал: за годы боёв с фашистами он изучил их образ мышления, думал на опережение.
Турченко остался верен своему девизу: побеждать, сберегая людей, воевать, умело используя технику. Линия за линией наши бойцы вытеснили фашистов: было в тот день преодолено пять оборонительных линий противника вместо одной. Наблюдавшее за ходом боя командование полка отметило чёткие и правильные действия майора. А ему было не до похвал. Как он и предполагал, противник, пытаясь восстановить потерянные позиции, бросил в контратаку крупные силы. Батальон выстоял и без передышки, с боями и потерями, двинулся дальше. Вот и Одер. Дошли, выполнили задачу. Можно дать бойцам отдых. Можно. Но комбат понимает: если сейчас остановиться, немцы укрепятся, а потом их не так-то просто будет выбить. И пока стоит трескучий мороз, за ночь река схватится льдом, надо форсировать. И Павел Алексеевич принимает самое верное на тот момент решение – идти через лёд и добивать врага.
Собрав последние силы, бойцы ринулись в бой. Турченко закричал: «Ура-а-а!». И услышал, как подхватили его крик роты, а потом в прорыв пошли основные силы наших войск. Приказ командования был выполнен.
Материал В. Шубиной предоставлен газетой «Голос времени»