Изнанка «Бережливой поликлиники» 

Изнанка «Бережливой поликлиники» 

Изнанка «Бережливой поликлиники» 
Изнанка «Бережливой поликлиники»  Фото: Изнанка «Бережливой поликлиники» 
По новым стандартам медучреждения России должны будут стать более приветливыми и комфортными для пациентов. И дело не только в вежливом персонале или хорошем ремонте.
Разработать нормы «Бережливой поликлиники» поручил президент России Владимир Путин во время послания Федеральному собранию 20 февраля 2018 года. В масс-медиа уже сейчас можно найти отчёты о переходе на разработанные стандарты с восторженными отзывами пациентов. Им нравятся удобные регистратуры нового формата: вместо маленьких окошек, за которым восседает одна сотрудница, которая и карты ищет, и на звонки отвечает и с очередью ослабленных недугами людей должна работать, комфортная зона записи. Рабочее место регистратора полностью компьютеризировано, талоны не пишут от руки, а распечатывают, не нужно изгибаться, чтобы просунуть документы в окошко: и сотрудник поликлиники, и пациент сидят друг напротив друга за одним столом. Рядом – лавочки для тех, кто ждёт в очереди. Всё это великолепие дополнили понятной навигацией, экранами телевизоров, а в некоторых медучреждениях даже игровыми зонами для детей. Теперь малыши рисуют и играют в ожидании прививки, а не льют слёзы в душном тёмном коридоре с низким потолком. Главное, о чём говорят пациенты, - обслуживание в поликлинике становится намного быстрее, обращение к врачу перестаёт вызывать раздражение, а иногда даже радует. 

В основу стандартов «Бережливой поликлиники» легли принципы системы «Бережливого производства» - той самой, что родом с заводов Toyota. Основа этой системы такова: в деле нет мелочей. Даже стол работника должен быть аккуратен и укомплектован только самым необходимым, а не завален горой бумаг, ведь по правилам любой документ должен быть найден за полминуты, чтобы не задерживать процессы. 

Как быть врачам, которым приходится работать с массой информации по каждому пациенту? И тут на помощь медикам приходят современные цифровые технологии, без которых «Бережливой поликлинике» не обойтись. 

Сейчас помощниками медицинских работников и главврачей являются лабораторные информационные системы (ЛИС) – они отслеживают данные о направлениях на анализы, взятии проб, процессе исследования и его результатах, а также медицинские информационные системы (МИС) – более крупные сети обмена данными, которые охватывают все процессы в учреждении. В них собираются сведения о пациентах, врачах, закупках и назначениях лекарств, анализах, графиках работы персонала и всём остальном, что необходимо в работе поликлиники или стационара. В будущем планируется объединить их в глобальную федеральную информационную систему. Пока же они внедряются в отдельных учреждениях, но даже в таком формате много пользы. Во-первых, сокращают время ожидания результатов исследований. Во-вторых, благодаря электронным архивам делают более доступными полученные ранее данные о здоровье пациента. Таким образом врачам удаётся настроить «преемственность» лечения: каждый новый или смежный специалист начинает работу не с чистого листа, он уже имеет чёткую и структурированную информацию об анамнезе. И ему не нужно полагаться на сведения, полученные от пациента, который что-то может утаить или просто… забыть.  

Что ещё умеет ЛИС? Она поможет упорядочить и оптимизировать выписку рецептов и обеспечение пациента лекарствами, упростит его перемещение по больнице благодаря интеграции с электронной очередью, даст главврачу сведения о загруженности его специалистов. 

По данным министерства здравоохранения России ЛИС и МИС пока работают не так эффективно, их внедрению и работе уделяется недостаточно внимания. Так бывает, например, если персонал не проходит необходимого обучения, а руководство медучреждения не делает работу с системой обязательным условием их ежедневной деятельности. Но повсеместное внедрение информационных систем в медицине - лишь вопрос времени: от будущего не убежишь. В том будущем пациент будет приходить в поликлинику, быстро оказываться на приёме у врача, получать вежливость и заботу, и, возможно, никогда не догадается, как цифровые технологии помогают сохранять его здоровье. 

 

Комментарии (0)

    Афиша